SCADA – это процесс сбора информации реального времени с удаленных объектов для обработки, анализа и возможного управление этими объектами.

На сегодняшний день диспетчерское управление и сбор данных (SCADA - Supervisory Control And Data Acquisition) является наиболее перспективной технологией автоматизированного управления во многих отраслях промышленности.

В SCADA-системах, в большей или меньшей степени, реализованы основные принципы, такие, как работа в режиме реального времени, использование значительного объема избыточной информации (высокая частота обновления данных), сетевая архитектура, принципы открытых систем и модульного исполнения, наличие запасного оборудования, работающего в «горячем резерве» и др.

За последние несколько десятилетий за рубежом резко возрос интерес к проблемам построения высокоэффективных и высоконадежных систем диспетчерского управления и сбора данных.

С одной стороны, это связано со значительным прогрессом в области вычислительной техники, программного обеспечения и телекоммуникаций, что увеличивает возможности и расширяет сферу применения автоматизированных систем.

С другой стороны, развитие информационных технологий, повышение степени автоматизации и перераспределение функций между человеком и аппаратурой обострило проблему взаимодействия человека-оператора с системой управления.

В связи с этим число аварий и происшествий в промышленности и на транспорте по причине ошибки человека возросло от 20% - в 60-е годы ХХ века, до 80% в 90-ы годы (рисунок 1).


Рисунок 1 – Тенденции причин аварий в сложных автоматизированных системах.

Основной причиной таких тенденций является старый традиционный подход к построению АСУ - “hardware-centred”: ориентация в первую очередь на применение новейших технических (технологических) достижений, стремление повысить степень автоматизации и функциональные возможности системы.

Вследствие чего возникла необходимость применения нового подхода при разработке таких систем, а именно, ориентация в первую очередь на человека-оператора (диспетчера) и его задачи –“human-centred design”. Реализацией такого подхода и являются SCADA-системы, которые иногда даже называют SCADA/HMI (Human-Machine Interface - человеко-машинный интерфейс).

Управление технологическими процессами на основе SCADA-систем стало осуществляться в передовых западных странах в 80-е годы ХХ века, в России - в 90-е.

SCADA-системы наилучшим образом применимы для автоматизации управления непрерывными и распределенными процессами, какими являются нефтегазовые технологические процессы. Кроме нефтяной и газовой промышленности, SCADA-системы применяются в следующих областях:

В мире насчитывается не один десяток компаний, активно занимающихся разработкой и внедрением SCADA-систем. Программные продукты многих из этих компаний представлены на российском рынке. Кроме того, в России существуют компании, которые занимаются разработкой отечественных SCADA-систем.

Все современные SCADA-системы включают в себя следующие основные компоненты (Рисунок 2): объект управления (здесь – технологическое оборудование), устройства съёма информации, удаленные модули ввода/вывода в систему автоматического управления (ПЛК – программируемый логический контроллер), коммуникационные средства обеспечивающие передачу информации между компонентами системы, локальные операторские пульты (ОР), программаторы контроллеров (PG) как правило на базе ПК, централизованные пульты диспетчерского управления с развитым человеко-машинным интерфейсом (HMI) на базе ПК.


Рисунок 2 – Основные структурные компоненты SCADA-системы.