Комплектные учебные лаборатории для технической профессиональной ориентации, практико-ориентированной подготовки в области электронной техники, средств и систем автоматизации.

Создание, эффективное применение, техническое обслуживание современного промышленного оборудования и технологий связано с необходимостью расширения подготовки и переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов в области электронной техники, средств автоматизации, информационных технологий.

Комплектные учебные лаборатории формируются на основе комплекса учебной техники и методических материалов образовательной технологии «Многоуровневый электронный интеллектуальный конструктор» (ЭЛИК), разработанной для профориентации молодежи и выполнения лабораторно-исследовательских работ, переподготовки кадров, в том числе, педагогического и учебно-вспомогательного персонала учебных заведений.


Рисунок 1 – Уровни подготовки

Мобильные стенды первого уровня подготовки: электричество, автоматика, цифровая электроника, информатика Стенд второго уровня подготовки: «Аналого-цифровое преобразование, гибридная схемотехника» Стенд второго уровня подготовки «Транзисторная электроника»
Лабораторный стол и стулья на металлокаркасе для трансформируемых лабораторий Лабораторный стол со съемной полкой для трансформируемых лабораторий Сборка, программирование и испытания мобильных роботов
Модуль стенда второго уровня подготовки «Электрические машины и электропривод» Внешний вид наборного поля модуля 52.ЭН.ОМС.Электроника Модуль 52.ЭН.ОМС.Электроника с элементами коммутации
Внешний вид наборного поля модуля 51.АВ.МУЭП «Электропривод» Модуль 51.АВ.МУЭП «Электропривод» с элементами коммутации Модуль 51.АВ.МЭП «Электропривод» в защитном кожухе

Рисунок 2 - Внешний вид учебной техники комплектных лабораторий

ООО НКТЦ «Пролог» совместно с НОЦ «Интеллектуальные системы контроля и управления» ТГУ проводит НИОКР, целью которой является получение инновационной продукции, актуальной для развития реального сектора экономики; модернизации учебно-лабораторного базиса системы профессионального образования, повышение уровня и качества подготовки технических специалистов промышленных предприятий.

Разрабатываемые стенды – малогабаритные, многофункциональные, обеспечивают возможность проведения занятий по индивидуально-групповым образовательным траекториям. Предназначены, в первую очередь, для фронтальной схемы проведения лабораторно-исследовательских работ, ориентировочно, на 8 или 15 рабочих местах. С применением каждого тематического набора выполняется не менее 20,..30 заданий (лабораторных работ).

Учебно-методическая документация тематических наборов полноцветная, ориентирована на применение в учреждениях технического профессионального образования, обеспечивающих подготовку специалистов и высококвалифицированных рабочих, переподготовку кадров для инновационной экономики.

В состав стендов входят: наборные поля для формирования объектов испытаний и организации тематических стендов, ПК с пакетами программ, программируемые логические контроллеры, измерительные приборы, средства генерации и наблюдения форм сигналов.

НИОКР выполняется с использованием современной материально-технической базы, программного обеспечения, технологий разработки, проектирования и испытаний.

Тематические наборы комплекса разрабатываются с применением единой методической, технической и программной базы, обеспечивающей преемственность в обучении, повышение уровня и качества подготовки кадров.

Архитектура комплекса представлена ранее созданными (объекты выделены цветовым фоном блоков) и разрабатываемыми тематическими наборами, рисунок 3.

Образовательные траектории, реализуемые с применением тематических наборов комплекса, могут быть сформированы образовательным учреждением, с учетом учебных планов и рабочих программ дисциплин (предметов).

В рассматриваемой концепции практико-ориентированного обучения, при подготовке первого уровня, далее – при формировании ТН второго и третьего уровней, применяются типовые технические решения модулей стендов, приведенные на рисунке 2.

Каждый стенд комплекса комплектуется полноцветным совмещенным учебным пособием и методическими рекомендациями многоразового использования (каждый лист ламинирован защитной антибликовой пленкой).


Рисунок 3 – Архитектура многоуровневого комплекса учебной техники Варианты рекомендуемых образовательных траекторий

Стенды, входящие в состав поставляемых комплектных лабораторий, защищены от ошибочных соединений, имеют соответствующую аварийную световую и звуковую индикацию и сигнализацию.

ТН «Электричество», цикл заданий «Пассивные электроцепи»
Электрические измерения; элементы электрических цепей, их назначение и характеристики, изображение на схемах, законы Ома и Кирхгофа; сборка простых устройств и их испытания. Резисторы. Конденсаторы. Переменный ток. Трансформатор. Диоды. Формирование начальных схемотехнических знаний и умений.
ТН «Автоматика», цикл заданий «Релейная автоматика»
Электромагнитные реле, их характеристики; сборка и наладка простых релейных устройств; линии задержки; пускатели, генератор колебаний; логические схемы и их релейная реализация; управление светофором и лифтом; обнаружение и устранение неисправностей в схемах релейной автоматики.
ТН «01.ЭН. Электроника-1», цикл заданий «Двоичный счет»
Логические элементы, триггеры, счетчики, регистры, дешифраторы, схемы управления алфавитно-цифровой индикацией. Сборка дискретных устройств, обнаружение и устранение типовых неисправностей. Применяется специальная технология, обеспечивающая возможность существенного сокращения затрат времени на сборку и отладку изучаемых схем.
ТН «Информатика», цикл заданий «Программное управление»
Элементы и структуры программно-управляемых устройств, программирование; сборка и отладка микро-ЭВМ, автоматов для контроля знаний и звукового синтеза мелодий; программирование вычислительных процессов, регулятора. Возможно развитие за счет дополнительных опций или комплексирование со стендами других тематических наборов.
ТН «Электроника-2», цикл «Транзисторная электроника»
Определение характеристик транзисторов, сборка и наладка однокаскадных и многокаскадных схем усилителей и генераторов. Изучаются основы расчета и методы испытаний транзисторных устройств, выполняется экспериментальное определение их характеристик объектов.

Рисунок 4 – Применяемые тематические наборы иерархического комплекса, типовые технические решения модулей стендов